Winchung Ukraine Logotype

Международная организация вин чун кунгфу ушу

Школа шифу Шевченко Сергея Владимировича

Блог

Дата 14 декабря 2015

Вин Чун. Oт традиций к современности

Что привлекает многих в восточных единоборствах? То, что в хороших школах обучение сводится не только к изучению техникам боя, а есть стремление сохранить и донести традиции и мораль востока, есть роль наставника в формировании личности ученика. «Вин Чун – это то, что находится в вас и пролегает сквозь вас, это больше, чем ведение боя, это ваша суть и вы сами» — это этика Вин Чун.

Вин Чун, в переводе Вечная Весна, китайское искусство боя. Возникшее, по легенде, в монастыре Шаолинь и созданное одной из монахинь-наставниц по имени Нг Муи. Она создала новый стиль боя одновременно простой и стремительный, наблюдая за движениями журавля и змеи. В последствии Нг Муи обучила техникам нового стиля девушку сироту по имени Винь Чун. От нее и получило свое имя это оригинальное боевое искусство.

Так говорят легенды. А в реальной жизни Вин Чун Кунг фу, распространившись на юге Китая, стал популярен среди речных пиратов и членов тайных обществ, среди бойцов, нанимавшихся для охраны купеческих караванов, и среди самих торговцев. Одним из таких людей, давшим начало современному Вин Чун, был легендарный Ип Ман, учитель знаменитого Брюса Ли, благодаря которым мир узнал о Вин Чун. Получив распространение и завоевав репутацию жесткого боевого искусства на улицах Гонконга, стиль Вин Чун распространился по миру и сейчас им занимается более миллиона приверженцев. Как боевая дисциплина, Вин Чун преподается во многих силовых подразделениях Азии, Америки, Европы. В мире насчитывается сотни школ и организаций, преподающих этот ни на что не похожий стиль Кунг фу.

Вин Чун — это сравнительно молодое направление Ушу. Оно появилось около 300-400 лет назад в Китае. Отличие Вин Чун от «старого» Ушу, всем известных техник Шаолиня или, например, Тайцзицюань — в простоте. И эта простота меня увлекает. Короткие движения, интенсивность картины боя, пластика движений и в то же время жесткость. Хотя, в принципе, все виды единоборств обладают этой внутренней красотой и логикой. Я всегда говорю, что выбор стиля — это как любовь к девушке, дело личной привязанности, вкуса и внутренней связи. Сложно объяснить, почему ты выбираешь любовь. Полюбил и все тут. Так и с Вин Чун. Есть огромное количество весьма достойных направлений — не хуже и не лучше моего. Но я свою жизнь связал именно с Вин Чун и, пока еще не пожалел.

Многие люди считают, что восточные единоборства утрачивают свое практическое значение и превращаются в декоративное искусство. И, зачастую это действительно так! Как правило, традиционные восточные единоборства окончательно оформились сотни лет назад. Но ведь все в мире изменчиво, все находится в развитии. В том числе и манера боя. Посмотрите на европейский бокс. В прикладную систему он оформился в середине XIX века, но уже сегодня совершенно изменил свою двигательную пластику. Боксеры сегодня двигаются и боксируют совсем не так, как 150 лет назад.

То же самое относительно восточных единоборств. Те из них, что развиваются — достойно отстаивают наименование «боевых». Те же, которые законсервировались в своем времени, превратились в ту или иную форму боевой гимнастики.

Если говорить о Вин Чун — картина будет той же. Тут все зависит от подхода тренера, инструктора школы, его методики преподавания, и самое главное — глубокого и творческого осмысления стиля. Можно догматически повторять традиционные движения, не мысля критически и без творческого развития. А можно совсем иначе. Это зависит от инструктора, который преподает и развивает данное направление. Таким образом, мы можем видеть примеры Вин Чун, как системы формальных упражнений и формальных поединков, но так же видеть другой Вин Чун — практический, контактный, адекватный реальной боевой ситуации.

Это проблема всех восточных единоборств — догматика и дефицит творчески мыслящих и опытных инструкторов. Поэтому не удивляйтесь, когда вы можете видеть одновременно и беспомощность Вин Чун и толковую боевую систему. Есть множество субъективных факторов, которые дают вполне объективное наполнение данному направлению Ушу.

В самом названии «вечная весна» заложен потенциал непрерывного развития самосовершенствования, изменений и улучшений. Поэтому я не понимаю консерватизма некоторых инструкторов, которые закрываются традицией от жизни. И в нашей школе «Дом Вечной Весны» мы развиваем современный Вин Чун не прерывая связи с традициями, но гибко реагируя на окружающую действительность и динамику развития в мире единоборств.

В чем же оригинальность Вин Чун? Техника боя Вин Чун резко отличается от привычных большинству единоборств широкоамплитудных движений. В ней нет акробатических элементов, уклонов и нырков. Боец Вин Чун действует в соответствии с логикой, что наилучший способ достижения цели — это простота. Поэтому техника боя Вин Чун лаконична и проста. Мощный вход в противника, прерывание его возможной атаки с жесткой контратакой короткими прямолинейными сериями ударов руками и ногами. Задача бойца Вин Чун — не дать противнику развить свою атаку, заставить его играть на непривычном поле, навязать незнакомые правила игры. Для этого в арсенале Вин Чун есть много различных техник и тактических уловок. Используя кулаки, ладони, предплечья, локти, атакуя коленями, голенями и ступнями, подсекая и заходя с углов, боец Вин Чун наносит бесконечную серию атакующих ударов на всех уровнях, ломая атаки и защитную структуру противника.

Практикующий Вин Чун предпочитает ближний бой, стремится клинчевать, навязывая свой темп и свою дистанцию бойцам иных направлений. Ряд методик и техник, таких как «невидимые ноги» или «липкие руки» позволяют находить оригинальные решения в боевых ситуациях, преподнося неожиданные сюрпризы в виде коротких серийных атак, комбинированных замков и болевых захватов.

Традиционная система Вин Чун состоит из пяти крупных частей объединенных в формальные упражнения — таолу. Первая форма «Маленькая идея» содержит все, что необходимо знать о базовой технике рук, о начальной стойке и генерации внутренней силы. В ней прорабатываются основные биомеханические принципы, создается структура. Вторая форма «Наведение мостов» учит двигаться и применять базовую технику в бою. Тактическая задача второй формы научить защите и контратаке. Третья форма «Бьющие пальцы» включает в технический арсенал бойца новые элементы и позволяет научиться гасить любую атаку противника до того, как она смогла развиться. Форма с «Деревянным манекеном» развивает жесткость и динамику стиля, учит маневрировать и атаковать под выгодным углом.

В стиле Вин Чун есть две формы с традиционным оружием южного Китая. Это парные мечи бабочки и длинный шест. В современном Вин Чун это оружие утратило свое первоначальное прикладное значение. Никто в повседневной жизни не пользуется шестами и мечами. Практика форм с оружием — это часть внутренней культуры стиля, своеобразная динамическая медитация, в которой через оружие можно ощутить свое внутреннее состояние, лучше и глубже познать себя. На практике мечи часто заменяют парными короткими дубинками. Ученики следуют традиции и изучают эти виды оружия, когда приходит время. Я могу факультативно давать работу с другими видами оружия, сугубо практичными и применимыми в наших широтах сегодня. Это нож, палка, короткая палочка-явара. Упор я делаю, прежде всего, на самозащиту от оружия. Традиционное оружие Вин Чун сегодня не применимо в бою, так как Вы не будете ходить по улице с двумя широченными мясными ножами или двухметровым шестом. Это оружие прошлого. Однако, занятия с ним развивают некие навыки необходимые бойцу в современном мире, исходя из практической ситуации уличного боя. Это тоже своеобразная внутренняя работа.

Занятия единоборствами неотрывно связаны с внутренней работой. Она происходит постоянно, когда вы отрабатываете технику, работаете на силу, скорость. Вырабатывается нужный стержень характера, а ведь это и есть внутренняя работа. Без волевого характера не работают ни техники медитации, ни техники цигун.

Если же говорить о техниках, как таковых, то, конечно, в Вин Чун есть свой специфический вид цигун и медитации. Кроме этого мы практикуем различные дзенские практики.

Вин Чун — это практика реального боя, прежде всего. Но это также часть философии воинского пути. В основе мировоззрения лежат традиционные для боевых искусств Востока философские системы: даосизм, дзен буддизм, конфуцианство. Если рассматривать занятие Вин Чун шире, чем овладение навыками самозащиты и развитие своего тела, то без философии не обойтись. Ведь боевые искусства это, прежде всего, путь самопознания и саморазвития. Занятия Вин Чун, если к ним относиться серьезно, это способ познания мира вокруг себя и себя в мире. В этом и есть зерно философии.

Ведь единоборства это не только и не столько самооборона. Это тренировка духа. В частности Вин Чун — это прекрасное средство уравновесить свои эмоции, ощутить внутреннюю гармонию и красоту, как это ни парадоксально. Это хорошая тренировка тела, это красивая пластика… Так что все могут получить что то свое и мужчины и женщины. Напомню, что по легенде стиль Вин Чун был создан монахиней, женщиной и развит девушкой, в честь которой его и назвали Вин Чун, Вечная Весна. Но еще раз подчеркну, получите то, что ищете. Ведь клинок ножа может быть произведением искусства, радовать глаз своими безупречными линиями и оплеткой рукояти, но при необходимости им просто можно резать скот.